Регистрация товарного знака

26.12.2019

Перед вами встал вопрос регистрации товарного знака? Это значит, что вы изобрели или создали что-то уникальное, ни на что не похожее и отличающее вашу продукцию от всего остального. Но закрадываются сомнения: что можно считать товарным знаком и подходит ли мой продукт под это определение? Давайте разберемся!

Что такое товарный знак?

Товарный знак на письме он обозначается значком ТМ (trade mark). После регистрации торговый знак становится вашей интеллектуальной собственностью. В законе понятие “товарный знак” объясняется в статье 1477 часть четыре Гражданского кодекса РФ.

То есть основной функцией товарного знака является придание индивидуальности продукта, выделение его из общей массы. Таким образом производители издревле пытались добиться узнавания своих товаров и боролись с подделками.

Первые товарные знаки в виде гончарного клейма были обнаружены на римских бутылках красного вина возрастом более 3000 лет. Регистрация товарных знаков опирается на международные соглашения, принятые в XIX веке. К ним относятся Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года и Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков 1891 года.

Товарный знак — понятие растяжимое

ПатентиумЕсли посмотреть список зарегистрированных товарных знаков в мировой практике, то поражаешься фантазии их изобретателей. Например, компания Eli Lilly несколько лет пыталась запатентовать (пока безуспешно) приятный клубничный вкус своих лекарств. Даже осветительные приборы имеют свое отличие: световой товарный знак, имеющий свой спектр, продолжительность и последовательность.

Итак, товарный знак может быть особым образом написанным словом, слоганом, цифрами, реалистичным или абстрактным рисунком, доменным именем сайта, символом, трехмерным изображением, даже звуком (как некоторые фирменные рингтоны на мобильных телефонах и заставки на радио), определенным сочетанием цветов, мультимедийным меняющимся изображением, осязаемым объектом, голограммой, запахом или сочетанием этих компонентов в любой комбинации.

Кажется, что в этот перечень можно включить абсолютно что угодно. Но это не так: товарный знак должен пройти через строгие фильтры Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Существует целый ряд ограничений для регистрации товарного знака, и вам с ним стоит ознакомиться в статье 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации. Например, там указано, что товарный знак не может быть общеупотребимым символом или термином, вводить потребителей в заблуждение, быть аморальным и антигуманным.

Зачем мне регистрировать товарный знак?

Товарный знак выполняет для производителя следующие функции:

  • Является гарантией качества для потребителя,

  • Делает ваш товар уникальным: благодаря товарному знаку вы выделяетесь из общей массы сходных продуктов,

  • Гарантирует источник происхождения товара: глядя на товарную марку потребитель может быть уверен, что продукт был произведен в определенных условиях с соблюдением стандартов качества и имеет одного производителя,

  • Облегчает борьбу в конкурентном поле,

  • Именно товарный знак используется в рекламе, облегчая узнавание и продвижение на рынке.

Если исходить из этих функций, можно заявить, что регистрировать товарный знак выгодно организациям, которые планируют долгую жизнь на рынке, производят качественный продукт и уже столкнулись с проблемой конкуренции и узнавания.

Зарегистрированная товарная марка поможет:

  • Иметь уникальное право на использование этой марки на рынке,

  • Защититься от подделок, незаконного использования знака недобросовестными конкурентами,

  • Защититься от мошенников, которые регистрируют чужие торговые марки с целью предъявления судебных исков истинному владельцу,

  • Выгодно продать раскрученную марку в будущем.

С недавних пор использование в рекламе незарегистрированных товарных знаков считается недобросовестной и может наказываться штрафами.

Многие законы писаны на ошибках, совершенных нашими предшественниками. Каждый из этих пунктов когда-то был граблями, на которых споткнулись производители услуг и товаров.

На кого может быть зарегистрирован товарный знак?

Законодательство РФ разрешает регистрировать товарные знаки только на индивидуальных предпринимателей (ИП) или юридические лица. Это указано в статье 1478 ГК РФ.

Физическое лицо с российским гражданством не может быть владельцем товарного знака. Придется сначала оформить ИП. Однако, если физическое лицо получило право на владение товарным знаком в стране, где законодательно это разрешено, то в России это право сохраняется.

Передать товарный знак по наследству физическому лицу-гражданину РФ тоже нельзя. Это возможно только после регистрации наследником ИП.

Хочу зарегистрировать товарный знак: что мне нужно знать?

ПатентиумПодать документы в Роспатент можно самостоятельно, если ваше ИП или юридическое лицо зарегистрированы на территории Российской Федерации. В других случаях нужно будет воспользоваться российским патентным поверенным, имеющим необходимое свидетельство.

Имейте в виду, что товарный знак будет защищаться только на территории того государства, где он зарегистрирован. За рубежом его сможет использовать любой желающий. Зато на всей территории России ваша товарная марка будет принадлежать только вам.

Спустя три года при неиспользовании права на товарный знак аннулируются любым заинтересованным лицом.

Порядок действий при регистрации товарного знака

Стадия разработки товарного знака

На этом этапе вы должны детально проработать товарную марку, сочетания цветов, шрифтов, расположение элементов должны быть уникальными и непохожими на уже существующие товарные знаки. Ваша марка не должна нарушать интересы третьих лиц.

Во время разработки придется прибегнуть к сотрудничеству маркетологов, дизайнеров и юристов. Первые смогут создать брендбук, продумать нейминг и фирменный стиль, а юристы упакуют это в охраноспособную оболочку.

Занят или нет? Предварительная проверка товарного знака на незанятость

Все зарегистрированные товарные знаки в РФ доступны в соответствующем реестре зарегистрированных товарных марок. Сложность состоит в том, что поиск там недостаточно автоматизирован, а просто поискать соответствия в интернете — недостаточно.

Поэтому специалисты Федерального института промышленной собственности предлагают свои услуги по проверке уникальности товарного знака. Они же смогут выдать результаты экспертизы об охраноподобности знака.

Проведение экспертизы будущего товарного знака в 2019 году официально стоит 11 500 рублей + 2500 рублей за каждый из классов МКТУ, на который претендует знак.

Классы МКТУ: выбираем с толком

Товарный знак будет действителен только в отношении тех классов Международного классификации товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых он зарегистрирован. Подобрать эти классы — важный момент в регистрации, так как любой желающий может оформить идентичный знак в отношении других классов, и это будет законно.

Подача заявки на регистрацию товарного знака в Роспатент

Роспатент находится в Москве и не имеет региональных представительств в регионах.

Подать заявку можно лично, через портал Госуслуг, отправить пакет документов по почте или через интернет-сайт Роспатента. Перечень документов доступен на официальном сайте и портале Госуслуг. Их можно скачать и на нашем сайте.

Платим пошлины

За регистрацию заявки на регистрацию товарного знака и принятие решения по результатам формальной экспертизы придется заплатить пошлину размером в 3500 рублей. Дополнительно оплачивается каждый класс МКТУ по 1000 рублей.

Формальная экспертиза

Это предварительный этап рассмотрения заявления, в течение месяца эксперты могут потребовать у заявителя дополнительную информацию. Ее нужно предоставить оперативно: при отсутствии информации в течение 3 месяцев, заявка аннулируется.

Переходим к делу: экспертиза заявленного обозначения

Этот этап еще называется экспертизой по существу. Он длится от 8 до 12 месяцев и результатом этой работы станет регистрация товарного знака. Если ведомство посчитает, что товарный знак похож на другой или нарушает другие пункты закона, то вы получите официальный отказ. В течение этого времени может идти переписка с заявителем, предоставление дополнительной информации.

Получение свидетельства о государственной регистрации

При наличии квитанций об оплате пошлины, спустя максимум 12 месяцев заявитель становится правообладателем товарного знака. С этого момента он начинает официально распоряжаться торговой маркой.

Как мы работаем

За продолжительное время работы мы зарегистрировали свыше 7000 Товарных Знаков и собрали команду патентных поверенных с опытом работы в Роспатенте, которые готовы взяться за дело и успешно довести его до конца.


Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!
Хочешь получить бесплатную консультацию специалиста?